8 (495) 988-32-27 многоканальный info@electropara.ru Пишите нам

Уникальная особенность фотографии – способность камеры достоверно фиксировать свет и атмосферу. И если этот процесс сугубо механический, реакция зрителей на полученный результат бывает весьма эмоциональной. Люди в процессе своего развития научились очень тонко улавливать настроение, создаваемое различным освещением. Не зря солнечная погода ассоциируется с радостью, а хмурое небо с тревогой и волнением.


Фотографируя, вы, сами того не ведая, вовлекаетесь в процесс запечатления световой поэзии. Если вам удастся сосредоточиться на характере освещения и его качестве, вы заметите, как начнёте уделять больше внимания формам и деталям предметов. Именно способность чувствовать малейшие нюансы освещения и создаваемого ими настроения выгодно отличает настоящего мастера фотоискусства от человека, «клепающего» однотипные кадры.  


Рассмотрим возможные типы освещения, от которого напрямую будет зависеть настроение полученных фотографий.


Прямой свет

От направления и местоположения источника света зависит очень многое. Чтобы понять это, попробуйте сменить своё положение или сместить объект съёмки относительно основного источника света. Характер объекта на фотографии будет зависеть от того, с какой стороны на него падают лучи: сзади, сбоку или спереди (фронтальный свет). Чтобы определиться с  оптимальным вариантом, попробуйте обойти объект с разных сторон, пристально наблюдая за изменениями в его тенях и освещённых участках. Только после этого переходите к дополнению композиции иными выразительными средствами: формой, цветом, а так же расположением посторонних предметов в кадре. Фотография, в дословном переводе с латыни, означает «Светопись». Не удивительно, что свет в этом виде искусства играет ключевую роль.

Освещение в фотографии


Отражённый свет

Любая поверхность способна отражать упавшие на неё лучи. В качестве рефлектора может выступить как сам объект съёмки, так и окружающие его предметы: стол, стена, раскрытая книга и т.д. Отражённый свет позволяет эффективно бороться с «жёсткими» тенями и так называемыми «провалами» в тёмных участках снимка, за счёт чего происходит некоторое снижение контраста. Чтобы убедиться в этом, попробуйте сфотографировать человека в комнате, направив вспышку фронтально (как говорят фотографы, в лоб), а затем в потолок. Во втором случае свет, проходя путь от источника света до светочувствительного элемента камеры (плёнки или матрицы), успеет многократно отразиться от всех поверхностей в комнате, буквально «проникнув» в каждый тёмный уголок. Мало того, вы так же сможете избавиться от «дублирующей» тени на стене и эффекта «красных глаз».


Жёсткий свет

Воздействие яркого прямого света приводит к образованию резких перепадов между освещёнными участками и тенями, исключая возможность появления полутеней. Если вы попробуете сделать кадр в ясную погоду (тем более, в полдень, когда солнце находится максимально высоко), то неизбежно столкнётесь с жёстким характером освещения.
 Обязательным проявлением этого окажется чрезмерный контраст (детали в тёмных участках снимка могут вовсе «пропасть»). В связи с этим, жёсткий свет практически не используется в портретной фотографии, но зато отлично подходит для съёмки архитектуры, в которой иногда необходимо подчеркнуть монументальность сооружения, значимость всех линий и форм. Отражатель или заполняющая вспышка, направленные против основного источника света, помогут смягчить грубые тени, уменьшив общий контраст на снимке. 

Освещение в фотографии
Мягкий свет

Рассеянные лучи в пасмурный день является идеальным примером мягкого освещения. Проходя через облака, они теряют свою интенсивность и ярко выраженную направленность. В результате фотография получается более мягкой, воздушной. Сниженный контраст между затемнёнными и освещёнными участками на снимке создаёт более мягкие формы, позволяет проявиться мельчайшим деталям в тенях. Данные условия считаются идеальными для портретной фотографии, особенно, женской, в которой необходимо передать изящность и утончённость. Для смягчения жёсткого освещения можно использовать рассеиватель, выполненный из специального материала, либо обычную тонкую ткань, хорошо пропускающую свет. Разместите рассеиватель между объектом съёмки и источником света, чтобы добиться желаемого эффекта.


Заполняющий (обволакивающий) свет

Пронизывающее, обволакивающее освещение оказывает характерное влияние на все аспекты фотоискусства. Чтобы понять значимость заполняющего света, не нужно обладать сложным студийным оборудованием. Для этого достаточно отдёрнуть занавески в солнечный день и понаблюдать, как изменится характер всех предметов в комнате. Даже простая серая стена преобразится до неузнаваемости, приобретя целую гамму оттенков, создаваемых рассеянным солнечным светом. 


Всегда, когда у вас будет возможность экспериментировать с заполняющим освещением (от искусственного или естественного источника, не важно), пользуйтесь ею в полной мере для наделения снимка особой, нужной вам атмосферой и неповторимым настроением. 

 

Лампы для фотосъемки